Традиционное ручное ткачество бурят

МОУ «Челутайская средняя общеобразовательная школа»

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Тема: «Бурятское традиционное ручное ткачество»

Выполнила: ученица 8 класса Жигмитова Арюна

                                             Руководитель: Болотова Валентина Николаевна

              стаж работы 25 лет, разряд 13

с. Челутай

2016 год

Рецензия

на работу по теме «Бурятское традиционное ручное ткачество»

Тема данной работы интересна, своевременная, раскрыта достаточно полно. Работа отличается самостоятельностью, научной достоверностью, с опорой на научную литературу.

Исследовательская работа по ручному ткачеству проводится достаточно широко, изучается работы народных мастеров по пошиву национальной одежды Базаргуруевой Хандамы и Гармаевой Бадма-Ханды.

Оглавление

Введение

Глава I. Разновидности ручного ткачества у разных народов

Глава II. Ручное ткачество у бурят.

Глава III. Технология изготовления ручного ткачества у бурят

Заключение

Приложение

Литература

Введение

Народное искусство – это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определенным критериям, среди которых выступают в первую очередь традиции, уникальность ручного труда и вариативность. У каждого народа сложились свои художественные традиции, отвечающие этническим, психическим и особенностям каждого этноса, исторически сложившиеся в определенных природно-климатических условиях. Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры – одежде, утвари, жилище и т.д., а также в ритуальных предметах. Характерной особенностью народного искусства – ткачества является то, что украшению многих вещей уделяется не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.

Актуальность темы: Являясь одним из древнейших видов декоративно–прикладного искусства — бурятское традиционное ручное ткачество в настоящее время начинает привлекать внимание людей. Потому, что, мы считаем, что, проводив опрос населения нашего села, мы нашли очень мало людей, знающих ремесло ручного ткачества.

И нам хотелось бы изучить технологию изготовления ручного ткачества.

И в этом нам помогли  2 бабушки мастерицы по пошиву национальной одежды. Это Базаргуруева Хандама абгай – она нам передала ручное ткачество – тууза сохихо, и залаа хэхэ, Гармаева Бадма-Ханда абгай сохимол сохихо и сомпи хэхэ.

Проведение данной работы будет развивать интерес к народному искусству, сохранять традиции и уникальность ручного труда.

Отсюда, цель данной работы описать и распространить бурятское традиционное ручное ткачество.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

— познакомить с некоторыми видами бурятского традиционного ручного ткачества;

— организовать занятия по изготовлению шнурков выполненных традиционным ручным ткачеством;

— внедрить среди учащихся и молодежи села традиционное ручное ткачество;

Гипотеза предполагает, что, если  изготовить ручные шнурки без специального оборудования, то его внедрение можно внести в практику повсеместно.

Объектом нашего исследования является изучение прикладного искусства по ручному ткачеству разных народов нашей страны.

Предметом нашего исследования является изготовление различных видов традиционного национального ручного ткачества.

Новизна результатов исследования на наш взгляд состоит в том, что  предлагается широкой массе людей описание традиционного  национального ручного ткачества в домашних условиях.

Практическая значимость исследования – определяется тем, что результаты могут быть использованы широким кругом читателей, заинтересованных изучением и возрождением национальной культуры.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы. Обозначены предмет, цель исследования, задачи необходимые для ее достижения.

Первая глава посвящена разновидности ручного ткачества у разных народов

Во второй главе отражено ручное ткачество бурят

В третьей главе показана технология изготовления ручного ткачества у бурят и русских

Заключение содержит итоговые выводы по проделанной работе.

Приложение включает ткачество русского народа, шнурки, изготовленные ткачеством, фотографии пошаговой технологии по изготовлению тканых шнурков, моменты работы, список использованной литературы.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Разновидности ручного ткачества у разных народов

У каждого народа сложились свои художественные традиции, отвечающие этническим, психическим и ментальным особенностям каждого этноса, исторически сложившиеся в определенных природно-климатических условиях. Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры – одежде, утвари, жилище и т.п., а также в ритуальных предметах. Характерной особенностью является то, что украшению многих вещей уделяется не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.
В условиях традиционного хозяйства орнаментированные изделия создавались для личного и домашнего потребления с целью удовлетворения практических и эстетических запросов. В каждой семье самостоятельно производилось практически все необходимое. Мужчины занимались обработкой дерева, металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты.. Традиционные каноны ремесла не требовали специальных знаний и особой квалификации, были доступны всем. Народное искусство – это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определенным критериям, среди которых выступают в первую очередь каноны и традиции, уникальность ручного труда и вариативность. Сакральный смысл привел к сложению определенных канонов, ставших со временем традициями. Существуют определенные типы национальной одежды, украшенных ткаными шнурками и поясами.

Ткачество является традиционным женским занятием как для коренного населения бурятов, так и – хантов и манси, и для русских и коми. При этом для обских угров в большей степени характерно использование для производства ткани крапивных ниток (крапивное ткачество), для русских и коми – конопли, льна. Кроме того, и те, и другие практиковали ткачество полушерстяного полотна (сукманины).

В XVIII – начале XX века из крапивного полотна ханты (остяки) и манси (вогулы) шили одежду (рубахи, халаты, штаны), которую украшали вышивкой шерстяными нитками и бисером. Сукманину использовали для шитья верхней одежды и обуви. Однако с широким распространением тканей фабричного производства местная традиция ткачества постепенно угасла и была утрачена в начале XX века. В среде русского населения до середины XX века практиковалось изготовление разных сортов ткани из льна. Наиболее тонкий холст использовали для одежды, в основном нижних рубах и праздничных полотенец.

Повсеместно тканье осуществлялось на горизонтальном ткацком станке (русское название – кросна). Получаемая ткань имела полотняное переплетение нитей. Такой станок еще использовали в конце XX века для изготовления разнообразных «дорожек», «половиков» и т.п. из лоскута и шерстяных окрашенных нитей. Простейшие ткацкие приемы позволяли получать половики с рисунком «в поперечную полоску», «клетка», «звездочка» (ступенчатые розетки) и «елочка» (лучевые полуромбы).
С 2002 года в Центре народных художественных промыслов и ремесел ведется работа по возрождению крапивного ткачества. По итогам научно-практических конференций, проведенных по этой теме, в 2003 году издан сборник тезисов «Крапивное ткачество».

Также тканье у русского народа, осуществлялось на дощечках – это небольшие квадратные пластинки размером 60 х 60 мм или 50 х 50 мм, сделанные из дерева, пластмассы, оргстекла или плотного картона. Они имеют отверстия диаметром 5 мм в каждом углу, ребра дощечек и края отверстий отшлифованы, углы закруглены.

Обычно требуется от 5 до 30 дощечек, их количество определяет ширину пояса. Кроме дощечек для работы нужны 2 тесьмы. Их используют для того, чтобы можно было привязать к неподвижному предмету и к талии, т.е. для достижения хорошего натяжения нитей основы. Поворачивают дощечки и прибивают уточную нить руками или специальным ножом. Нож в виде деревянной пластинки можно сделать из обычной линейки. Для этого у нее необходимо округлить и отшлифовать край.

Технология обработки материала у бурят имеет немало сходства с таковой у других монголо-язычных народов, народов Севера и Сибири. Достаточно четко обозначаются взаимовлияния бурят и русских: отдельные виды орудий прядения и ткачества развивались под влиянием русских. Однако и русские восприняли от бурят многое в способах и технологии обработки овчины, кожи, использовании вертящейся кожемялки, дымления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Ручное ткачество бурят

В условиях оседлой и полуоседлой жизни бурят получило развитие ткачество. В конце XIX в. кроме валяния войлока, буряты Иркутской губернии делают тар — шерстяной ковер, который ткут “на общеупотребительном ткацком станке (кросна) лишь с более узкими и толстыми бердами” (шириной 25-30 см). В Забайкалье на подобном же станке изготовляли пояса из шерсти. Ткацкий станок отличался простотой устройства. Он состоял из одного основоразделителя (берда), шириной 7-10 см — деревянной рамы с зубцами из пластинок с отверстиями посередине. В эти отверстия пропускались четные нити основы, а между зубьями — нечетные. Для образования зева нитеразделитель поднимался и опускался. Основу одним концом привязывали к крюку, вбитому в стену, вторым концом — к перекладине рамы. Уток наматывали на деревянную планку или “иглу” — слегка изогнутую палочку с отверстием для продевания утка. Попеременно поднимая и опуская четные и нечетные нити, образовывая зев, прокидывали нити утка. Для уплотнения нити прибивали деревянной стесанной палочкой. Для пояса вырабатывали узкую (5-7 см) и длинную (2-3 м) тканую полосу, которую сшивали затем до нужной ширины (10-14 см). Для ковров ткали полосы шириной 20 см, длиной до 3-4 м, потом их сшивали.

Также Агинские буряты вырабатывали  декоративные узкие (с утком из нити) — тууза и узкие шнурки – сохимол из шелковых нитей радужной расцветки, широко используемые для отделки женской верхней одежды.

Приспособления для ткачества у бурят (хэб) — бердечко, нитчанки, примитивные формы — свидетельствуют о древности этого ремесла. Эти приспособления относятся к горизонтальным типам к отличаются от подобных, но технически более усовершенствованных ткацких станков, известных у русских и многих других народов. Отдельные названия берда (хэб, нэхуур) и процесса ткачества (хэблэхэ, нэхэхэ — формовать, уплотнять) также могут указывать на самостоятельность способов ткачества у бурят.

Материал одежды во второй половине XIX-начале XX в. во многом зависел от хозяйственных занятий отдельных групп бурят, населявших районы Забайкалья и Предбайкалья с весьма различными климатическими и природными условиями. Хотя основное занятие населения Иркутской губернии и Забайкальской области в изучаемый период составляли скотоводство и земледелие, наблюдалось также и развитие других видов хозяйственной деятельности, оказавших влияние на материалы одежды и обусловивших распространение некоторых элементов костюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III  Технология изготовления ручного ткачества у бурят

Технология изготовления шнурков

или закладки дерганьем из 3 петель.

Для работы потребуется:

1 толстая шерстяная нить длиной  3  метра.

Один конец привязать к крючку или к неподвижному предмету (труба, ручка двери, к спинке стула и т.д.), нить распределить на 3 равные части и выровнять, другой конец привязать к тому же крючку.

Надеть концы 2 петель на пальцы левой руки —  указательный и средний палец, 3-ю петлю на указательный палец правой руки.

Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.

Развернуть пальцы правой руки, держащие петли, в сторону большого пальца. В петлю правой руки продеть средний и большой палец, В этой петле окажется указательный, средний и большой  палец. Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем правой руки снять снизу петлю со среднего пальца левой руки. Петля, которая была на указательном пальце, должна остаться на среднем пальце, а петля, которая снята с левой руки, должна остаться на указательном пальце.

В петлю, оставшуюся на левой руке, в указательном пальце продеть средний и большой палец. В этой петле окажется указательный, средний и большой  палец. Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем левой руки снять петлю со среднего пальца правой руки с нижней стороны. Петля, которая была на указательном пальце, должна остаться на среднем пальце, а петля, которая снята с правой руки, должна остаться на указательном пальце.

Так продолжаем, пока все петли не окажутся переплетенными до конца. . После каждого действия развести обе руки в стороны и потянуть петли, чтобы нити оказались переплетенными круче и плотнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология изготовления шнурков

или закладки дерганьем из 4 петель.

Для работы потребуется:

  1. Одна или несколько разноцветных ниток длиной 4,5  метра.
  2. Один конец привязать к крючку или к неподвижному предмету (труба, ручка двери, к спинке стула и т.д.), нить распределить на 4 равные части и выровнять, другой конец привязать к тому же крючку.
  3. Надеть концы 3 петель на пальцы левой руки — указательный и средний, безымянный палец, 4-ю петлю на указательный палец правой руки.

Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.

  1. Развернуть пальцы левой руки, держащие петли, в сторону большого пальца. В петлю правой руки продеть средний и большой палец, В этой петле окажется указательный, средний и большой палец. Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем правой руки снять снизу петлю с безымянного пальца левой руки. Петля, которая была на указательном пальце, должна остаться на среднем пальце, а петля, которая снята с левой руки, должна остаться на указательном пальце.
  2. На левой руке остаются 2 петли в указательном и среднем пальце. Петлю со среднего пальца переводим на безымянный палец, с указательного на средний палец. В петлю, которая находится, на среднем пальце продеваем указательный и большой палец, в этой петле окажется указательный, средний и большой палец. Между ними образуется «коридорчик». Через этот «коридорчик» указательным пальцем левой руки снять петлю с нижней стороны со среднего пальца правой руки. На левой руке опять 3 петли, а на правой руке остается 1 петля в указательном пальце.
  3. После каждого действия развести обе руки в стороны и потянуть петли, чтобы нити оказались переплетенными круче и плотнее.
  4. Повторить действия с начала так же как в пункте 4. Каждый раз снимаем петли указательным пальцем и только с нижнего пальчика другой руки.
  5. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от того, сколько цветов подобрано в работе.
  6. Если подготовлены нити из нескольких цветов, то их нужно выровнять по длине и связать их в пучок.
  7. Готовую работу снять и оформить концы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология изготовления шнурков

или пояса дерганьем из 5 петель.

При работе из 5 петель имеется 2 варианта изготовлении шнурка или пояса.

Для работы по 1 варианту потребуется:

  1. Одна или несколько разноцветных ниток длиной 7  метра.
  2. Один конец привязать к крючку или к неподвижному предмету (труба, ручка двери, к спинке стула и т.д.), нить распределить на 5 равные части и выровнять, другой конец привязать к тому же крючку.
  3. Надеть концы 3 петель на пальцы левой руки — указательный и средний, безымянный палец, 4 и 5-ю петлю на указательный и средний палец правой руки.

Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.

  1. Развернуть пальцы правой руки, держащие петли, в сторону большого пальца Нижнюю петлю правой руки перевести со среднего пальца на безымянный палец. В верхнюю петлю правой руки продеть средний и большой палец. В этой петле окажется указательный, средний и большой палец. Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем правой руки снять с внутренней стороны  петлю с безымянного пальца левой руки. Петля, которая была на указательном пальце, должна остаться на среднем пальце, а петля, которая снята с левой руки, должна остаться на указательном пальце.
  2. На левой руке остаются 2 петли в указательном и среднем пальце. Петлю со среднего пальца переводим на безымянный палец, с указательного на средний палец. В петлю, которая находится, на среднем пальце продеваем указательный и большой палец, в этой петле окажется указательный, средний и большой палец. Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем левой руки снять с внутренней стороны петлю со среднего пальца правой руки.  На левой руке опять 3 петли, а на правой руке остается 2 петли в указательном и среднем пальце.
  3. После каждого действия развести обе руки в стороны и потянуть петли, чтобы нити оказались переплетенными круче и плотнее.
  4. Повторить действия с начала так же как в пункте 4. Каждый раз снимаем петли указательным пальцем и только с нижнего пальчика другой руки. Этот прием называется «переборчик».
  5. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от того, сколько цветов подобрано в работе.
  6. Если подготовлены нити из нескольких цветов, то их нужно выровнять по длине и связать их в пучок.
  7. Готовую работу снять и оформить концы.

При такой работе шнур получается круглым.

Точно так же можно изготовить пояса из 6, 7, 8, 9 петель. При изготовлении поясов из 6., 8 петель, на обеих руках должно быть равные количества петель, а при изготовлении  поясов из 7., 9 петель на левой руке должно быть на 1 петлю больше, чем в правой руке.

Для работы по 2 варианту потребуется:

  1. Одна или несколько разноцветных ниток длиной 7  метра.
  2. Один конец привязать к крючку или к неподвижному предмету (труба, ручка двери, к спинке стула и т.д.), нить распределить на 5 равные части и выровнять, другой конец привязать к тому же крючку.
  3. Надеть концы 3 петель на пальцы левой руки — указательный и средний, безымянный палец, 4 и 5-ю петлю на указательный и средний палец правой руки.

Петли должны быть натянуты. Кисти рук следует повернуть ладонями вверх, пальцы слегка согнуть.

  1. Развернуть пальцы правой руки, держащие петли, в сторону большого пальца Нижнюю петлю правой руки перевести со среднего пальца на безымянный палец. В верхнюю петлю правой руки продеть средний и большой палец. В этой петле окажется указательный, средний и большой палец. Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем правой руки снять петлю с наружной стороны   безымянного пальца левой руки. Петля, которая была на указательном пальце, должна остаться на среднем пальце, а петля, которая снята с левой руки, должна остаться на указательном пальце.
  2. На левой руке остаются 2 петли в указательном и среднем пальце. Петлю со среднего пальца переводим на безымянный палец, с указательного на средний палец. В петлю, которая находится, на среднем пальце продеваем указательный и большой палец, в этой петле окажется указательный, средний и большой палец. Между ними образуется «большое окно». Через этот «большое окно» указательным пальцем левой руки снять петлю с наружной стороны со среднего пальца правой руки.  На левой руке опять 3 петли, а на правой руке остается 2 петли в указательном и среднем пальце.
  3. После каждого действия развести обе руки в стороны и потянуть петли, чтобы нити оказались переплетенными круче и плотнее.
  4. Повторить действия с начала так же как в пункте 4. Каждый раз снимаем петли указательным пальцем и только с нижнего пальчика другой руки. Этот прием называется «переборчик».
  5. Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от того, сколько цветов подобрано в работе.
  6. Если подготовлены нити из нескольких цветов, то их нужно выровнять по длине и связать их в пучок.
  7. Готовую работу снять и оформить концы.

При такой работе шнур получается круглым.

Точно так же можно изготовить пояса из 6, 7, 8, 9 петель. При изготовлении поясов из 6., 8 петель, на обеих руках должно быть равные количества петель, а при изготовлении  поясов из 7., 9 петель на левой руке должно быть на 1 петлю больше, чем в правой руке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология изготовления

«сомпи» — пуговицы из «сохимол»

  1. Подготовить «сохимол» длиной 0,5 метра.
  2. На указательный и средний палец наматываем «сохимол» крест накрест. Большим пальцем удерживаем один конец.
  3. Другой конец «сохимол» прилаживаем под шнур, который удерживаем большим пальцем.
  4. Этот же конец накладываем на свободный шнур и дальше прокладываем под шнур, который удерживаем большим пальцем. Получается плетение крест накрест.
  5. Шнур. который находится с наружной стороны, подсовываем под внутренний шнур. Получается петля.
  6. В эту петлю просовываем свободный конец шнура. Получается плетение в «косичку».
  7. Начинаем затягивать «косичку» вкруговую вокруг пальца потуже. Натянув «косичку» потуже вокруг 2 пальцев, снимаем средний палец, и дальше начинаем затягивать потуже «косичку».
  8. Затянув «косичку» потуже, снимаем с указательного пальца, и конец, который удерживали большим пальцем, просовываем как петлю в образовавшийся кружочек.

9.Начинаем потуже и плотнее затягивать «косичку» вокруг петли.

  1. Готовая работа — «сомпи» — пуговица. Оформляется концы. Конец должен быть около 4-5 см. длиной  для  пришивания на одежду.

 

 

Технология заправки нитей для тканья на дощечке

или на ручном станке из нити.  (Тууза сохилго)

  1. Нарезать 20 нитей красного и 20 нитей желтого цвета. Для основы взять шелковые нити, а для утка – льняную, более тонкую. При расчете нитей для основы отмерить их в соответствии с обхватом пояса и прибавить 15 – 20% длины нитей на усадку.
  2. Заправить каждую реечку или нить (в дырочки) и между рейками и нитями – для переплетения нитей.
  3. С одного конца связываем нити со шнуром, и привязываем к неподвижному предмету так, чтобы при сильном натяжении или ослаблении основы можно было натянуть или ослабить нить, не развязывая их.
  4. Натянуть нити вместе с дощечкой или ручным станком из нити. Затем связать другой конец со шнуром и намотать на неподвижный предмет.
  5. Подготовить уточную нить из тонкой льняной нитки. На плоскую дощечку из дерева или на плоский картон намотать нить, закрепив её на надрезе, сделанных с обоих концов картона, оставив 10 – 15 см нити для работы.
  6. Расположить дощечку или станок из нити таким образом, чтобы из ниток заправленных в дырочки, и нитей между ними образовался зев. Проложить в зев уток так, чтобы он не просматривался.
  7. Перевернуть дощечку или станок из нити на 180, чтобы нити переплетения, которые заправлены между рейками или дырочками все время двигались при переворачивании дощечки или станка из нитей, и прибить нить утка специальным ножом или портновской линейкой.
  8. Затем снова перевернуть дощечку или станок из нити, проложить уточную нить и прибить её.

Повторить весь процесс сначала и работать, таким образом, до тех пор, пока нитки не перевьются настолько, что дощечку трудно будет перевернуть.

Если работать на станке из ниток, то на нем можно работать до конца, пока нитки не кончатся.

По окончании тканья вынуть дощечку или станок из нити.

Если произошел обрыв уточной нити, её не соединяем узелком, а прилаживаем в образовавшийся зев в другую сторону, от обрыва нити.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

И в заключение нам хотелось бы сказать, что
народные традиции – это нить, связывающая нас со всей предшествующей культурой всех народов. Приобщение к истокам народного творчества, культуре, обогащение содержания творчества, развитие интеллекта и чувства, дает нам возможность почувствовать наследниками традиций своего народа.

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастериц многих поколении. Секреты мастерства передавались от матери к дочери. Но, создавая новое произведение, настоящая мастерица не только опиралась на опыт прошлых поколений, но и старалась найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом.

Изучая старые образцы, можно создавать новую современную форму. Однако при этом важно не утратить веками созданную бурятскую культуру и способствовать его развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Ручное ткачество из 5 петель у русского народа.

Подготовить 5 толстых шерстяных нитей 2 цветов длиной 2  метра.

Сделать 5 петель, сложив нити пополам.

Выровнять нити по длине и связать их в пучок. Привязать пучок к  крючку или к неподвижному предмету (труба,  ручка двери, к спинке стула и т.д.).

Надеть концы петель на пальцы левой руки: на указательный, средний и безымянный. На правую руку, на указательный и средний.

Петли должны быть натянуты.  Кисти рук следует повернуть    ладонями к себе, пальцы слегка согнуть.

Развернуть пальцы левой руки, держащие петли, в сторону большого пальца. Правая нить каждой петли окажется немного выше левой. Между «верхними – средним пальцем» и «нижними – безымянным пальцем» нитями петель образуется «коридорчик», через них продеть безымянным пальцем, подцепить снизу вверх петлю с указательного пальца и протащить её через петли, которая находится на среднем и безымянном пальце на себя. Петля, которую протащили должна остаться на безымянном пальце правой руки.

Освободить для работы безымянный палец левой руки. Для этого петлю со среднего пальца снять на указательный палец, с безымянного на средний палец.

Продеть безымянный палец левой руки сквозь петли, которая находится на безымянном и среднем пальце, перебирая их как в полотняном переплетении. Подцепить снизу петлю, которая находится на указательном пальце, и протащить её через петли, которая находится на безымянном и среднем пальце на себя. Этот прием называется «переборчик».

Освободить безымянный палец правой руки так же как в п.6

Развести обе руки в стороны и потянуть петли на себя, чтобы нити соединились плотнее.

Повторять весь цикл до нужной длины изделия. Рисунок образуется от чередования петель разных цветов.

Готовую работу снять и оформить концы. При такой  работе шнур получается плоским и его можно применить как пояс к «hомон дэгэлу» или к другим видам одежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на научно-практической конференции «Шаг в будущее»

Здравствуйте дорогие участники научно-практической конференции «Шаг в будущее» и члены жюри. Перед вами выступает ученица 10 класса Челутайской средней общеобразовательной школы Оюна Батодалаева.

Тема моей работы «Бурятское традиционное ручное ткачество»

Народное искусство – это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определенным критериям, среди которых выступают в первую очередь каноны и традиции, уникальность ручного труда и вариативность. У каждого народа сложились свои художественные традиции, отвечающие этническим, психическим и ментальным особенностям каждого этноса, исторически сложившиеся в определенных природно-климатических условиях. Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры – одежде, утвари, жилище и т.п., а также в ритуальных предметах. Характерной особенностью является то, что украшению многих вещей уделяется не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.

Бурятское традиционное ручное ткачество – один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства. Изучение его развивает интерес к народному искусству, формирует художественный вкус. В наше время забывается ручное национальное ткачество. Знающих ремесло ручного ткачества старшего поколения становится все меньше и меньше. Этому служит сделанный нами опрос в нашем селе среди мастериц по пошиву национальной одежды среднего и старшего поколения. Среди старшего поколения ручное ткачество знают только 2 бабушки по пошиву национальной одежды. Это Базаргуруева Хандама абгай – она нам передала ручное ткачество – тууза сохихо, и залаа хэхэ, Гармаева Бадма-Ханда абгай сохимол сохихо и сомпи хэхэ.

Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на значительную степень изученности бурятского традиционного ручного ткачества, отдельные его стороны мало изучены.

Отсюда, цель данной работы описать и распространить бурятское традиционное ручное ткачество.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

— познакомить с некоторыми видами бурятского традиционного ручного ткачества;

— организовать занятия по изготовлению шнурков выполненных традиционным ручным ткачеством;

— внедрить среди учащихся и молодежи села традиционное ручное ткачество;

Гипотеза предполагает, если  изготовить ручные шнурки без специального оборудования, то его внедрение можно внести в практику повсеместно.

Объектом нашего исследования является изучение прикладного искусства по ручному ткачеству разных народов нашей страны.

Предметом нашего исследования является изготовление различных видов традиционно национального ручного ткачества.

Новизна результатов исследования на наш взгляд состоит в том, что  предлагается описание традиционного  национального ручного ткачества в домашних условиях.

Практическая значимость исследования – определяется тем, что результаты могут быть использованы широким кругом читателей, заинтересованных изучением и возрождением национальной культуры.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы. Обозначены предмет, цель исследования, задачи необходимые для ее достижения.

Первая глава посвящена разновидности ручного ткачества у разных народов

Во второй главе отражено ручное ткачество бурят

В третьей главе показана технология изготовления ручного ткачества у бурят и русских

Заключение содержит итоговые выводы по проделанной работе.

Приложение включает ткачество русского народа, шнурки, изготовленные ткачеством, фотографии пошаговой технологии по изготовлению тканых шнурков, моменты работы, список использованной литературы.

Ткачество является традиционным женским занятием как для коренного населения – бурятов, так и хантов и манси, и для русских и коми. При этом для обских угров в большей степени характерно использование для производства ткани крапивных ниток (крапивное ткачество), для русских и коми – конопли, льна. Кроме того, и те, и другие практиковали ткачество полушерстяного полотна (сукманины).

Технология обработки материала у бурят имеет немало сходства с таковой у других монголо-язычных народов, народов Севера и Сибири.

Приспособления для ткачества у бурят (хэб) — бердечко, нитчанки, примитивные формы — свидетельствуют о древности этого ремесла. Эти приспособления относятся к горизонтальным типам и отличаются от подобных, но технически более усовершенствованных ткацких станков, известных у русских и многих других народов. Отдельные названия берда (хэб, нэхуур) и процесса ткачества (хэблэхэ, нэхэхэ — формовать, уплотнять) также могут указывать на самостоятельность способов ткачества у бурят.

Ткацкий станок отличался простотой устройства. Он состоял из одного основоразделителя (берда), шириной 7-10 см — деревянной рамы с зубцами из пластинок с отверстиями посередине. В эти отверстия пропускались четные нити основы, а между зубьями — нечетные. Для образования зева нитеразделитель поднимался и опускался. Основу одним концом привязывали к крюку, вбитому в стену, вторым концом — к перекладине рамы. Уток наматывали на деревянную планку или “иглу” — слегка изогнутую палочку с отверстием для продевания утка. Попеременно поднимая и опуская четные и нечетные нити, образовывая зев, прокидывали нити утка. Для уплотнения нити прибивали деревянной стесанной палочкой. Для пояса вырабатывали узкую (5-7 см) и длинную (2-3 м) тканую полосу, которую сшивали затем до нужной ширины (10-14 см). Для ковров ткали полосы шириной 20 см, длиной до 3-4 м, потом их сшивали.

Также тканье у русского народа,  как и у бурят осуществлялось на дощечках – это небольшие квадратные пластинки размером 60 х 60 мм или 50 х 50 мм, сделанные из дерева, пластмассы, оргстекла или плотного картона. Они имеют отверстия диаметром 5 мм в каждом углу, ребра дощечек и края отверстий отшлифованы, углы закруглены.

Обычно требуется от 5 до 30 дощечек, их количество определяет ширину пояса. Кроме дощечек для работы нужны 2 тесьмы. Их используют для того, чтобы можно было привязать к неподвижному предмету и к талии, т.е. для достижения хорошего натяжения нитей основы. Поворачивают дощечки и прибивают уточную нить руками или специальным ножом.

И в заключение нам хотелось бы сказать, что
народные традиции – это нить, связывающая нас со всей предшествующей культурой всех народов. Приобщение к истокам народного творчества, культуре, обогащение содержания творчества, развитие интеллекта и чувства, дает нам возможность почувствовать наследниками традиций своего народа.

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастериц многих поколении. Секреты мастерства передавались от матери к дочери. Но, создавая новое произведение, настоящая мастерица не только опиралась на опыт прошлых поколений, но и старалась найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом.

Изучая старые образцы, можно создавать новую современную форму. Однако при этом важно не утратить веками созданную бурятскую культуру и способствовать его развитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Архипов Г. А. Марийцы ХИ-ХШ века. — Йошкар-Ола, 1982. — 85 с.
  2. Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. — М.: Наука, 1973. — 216 с.
  3. Голстунский К.О. Монгольско — русский словарь. – Спб. – т.3.
  4. Грибанас Л.А. «Художественные ремесла народов Бурятии»
  5. Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян.
  6. Левинсон-Нечаева М. Н. Ткачество Сборник тр. ГИМ. — М., 1959. — Вып. 33 .-С. 25-28.
  7. Программа курса “Народные промыслы” Сельская школа – 2001. – № 6.
  8. Рогов О. П. Энциклопедия народного умельца. М. Вече. 2000 г. — 448 с.
    9. Сысоева Н. И. Касимовское народное ткачество XIX — нач. XX вв. — М.:   Госметпромиздат, 1963. — 26 с.
  9. Темерин М. Ручное ткачество. Русское декоративное искусство XIX- начала XX веков. — М.: Искусство, 1965
  10. Щербакова Л.П.Изучение ткачества в школе. Школа и производство 1998 — № 4, 6.